Почему мы тратим так много денег на близких друзей и родственников?
14.02.2024
Глеб Голицын
Многие из нас разбрасываются дорогими подарками для близких друзей и родственников. Ученые говорят, что такое расточительство может сводиться к сложному сочетанию биологии и психологии.
Вы когда-нибудь тратили на подарок для кого-то, кого вы любите, гораздо больше, чем на себя? Если дело обстоит так, то, поверьте, вы не одиноки.
Исследование 1970-х годов выявило, что, когда мы покупаем что-то в качестве подарка, мы тратим больше времени на покупку и поиск советов, а также больше денег, чем если бы мы сами использовали этот подарок. Когда речь заходит о важных подарках, таких как покупка специального юбилейного подарка, который случается только несколько раз в жизни, – ваша высокая вовлеченность может способствовать большему количеству потраченных денег. Другие факторы, такие как социальные ожидания, также могут влиять на то, когда и почему мы больше тратим на подарки.
Другие исследования также показали, что мы тратим больше денег на нашу семью и лучших друзей. Так почему же это так? Действительно ли дорогой подарок посылает определенный сигнал, или это действительно больше связано с тем, как он заставляет нас ощущать себя? Когда мы подбираем еще одну мягкую игрушку для нашего ребенка или выбираем топовый гаджет для нашего супруга, что заставляет нас игнорировать стоимость и с радостью совершать покупку даже по кредитной карте?
Это возможно заложено природой
Фото / Cottonbro/ pexels.com
Трата денег на близких родственников может быть связана с эволюционной психологией. Исследование на примере того, как генетическое родство влияет на дарение подарков на израильских свадьбах, показало, что близкие генетические родственники давали молодоженам больше денег, чем друзья, в то время как близкие друзья давали больше, чем дальние родственники.
Эволюционная психология утверждает, что причина кроется в нашем бессознательном стремлении действовать так, чтобы это способствовало распространению наших генов. Поскольку наши близкие родственники имеют больше общих генов, то и инвестирование в близких родственников не такая уж и плохая затея.
У нас также есть эволюционные причины для инвестирования в друзей. Хотя у нас не так много общих генов с друзьями, взаимные отношения эволюционно полезны и должны быть укреплены. Поэтому в большинстве случаев близкие друзья дают нам больше, чем дальние родственники. А причина в кроется в нашем бессознательном стремлении взаимодействовать, это и объясняет процесс дарения.
В исследовании 2008 года 46 студентов университета получили по $5 или $20 с заданием потратить деньги на себя или на кого-то еще. Те, кто потратил деньги на другого человека, сообщили, что чувствуют себя счастливее, чем те, кто потратил их на себя.
Есть еще одна причина, по которой мы испытываем радость, когда даем что-то другим: склонность делиться ресурсами привела к выживанию нашего вида. Это заставляет нас чувствовать, что у нас есть самостоятельность и способность изменить что-то для кого-то. Это может усилить чувство уверенности в себе и, возможно, самое главное – создать это чувство связи, которое, по-видимому, действительно имеет решающее значение для внутреннего благополучия, поэтому этот важнейший строительный блок человеческой природы и лежит в основе успеха человека как вида.
Эмоциональный интеллект также способствует пониманию этого процесса
Фото / Olanma Etigweuwa / pexels.com
Мы часто находим счастье в процессе дарения подарков, и в этом заслуга эмоционального интеллекта. В серии недавних исследований было обнаружено, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта тратили больше денег на подарки для других, особенно для людей, которых они считали близкими, а также они испытали большее счастье и удовлетворение от этого действия.
Люди с более высоким эмоциональным пониманием могут лучше предсказать свои собственные эмоции и как эти эмоции будут связаны с отношениями с теми, кому предназначен подарок. Они могут лучше понять, насколько важен этот дар для отношений, и именно поэтому они предпочитают отдавать больше. Эмоции счастья или радости у дарителя начинаются еще до того, как будет подарен подарок, уже в процессе покупки и на этапах поиска. Это может быть еще одной причиной, по которой мы тратим больше на тех, кого мы знаем лучше всего.
Другие причины
Фото / Teddy Tavan / pexels.com
Конечно, это не только из-за эволюции и биологии, что мы дарим подарки. Эксперты выявили множество других причин: от альтруистических, чтобы подбодрить кого-то, до эгоистичных, таких как демонстрация статуса или манипуляция, например, подарком заставить кого-то чувствовать себя в долгу перед нами.
В романтических отношениях дарение подарков может служить сигналом приверженности. В недавнем японском исследовании была изучена социальная мобильность – или степень, в которой партнеры взаимодействуют с людьми вне их романтических отношений и как это влияет на процесс дарения.
Было обнаружено, что те, у кого было больше людей в их жизни, потратили больше денег на подарки для своих романтических партнеров, чтобы сигнализировать о приверженности. Один интересный вывод состоял в том, что супружеские пары в США, где уровень разводов высок, дарили больше подарков друг другу, чем супружеские пары в Японии, где уровень разводов относительно низок. Так, если вы много тратите на своего партнера, у вас есть ограниченные ресурсы, чтобы не тратить их на других – вот почему дорогие подарки служат сигналом приверженности.
Итак, в следующий раз, когда вы отправитесь в магазин, осознавайте сложную смесь биологии и психологии, которая, возможно, заставила вас туда пойти. Или, может быть, нет. Вместо этого просто наслаждайтесь тем, как подарок может спровоцировать яркие эмоции у того, кого вы любите.
Ранее мы писали о том, что такое щедрость и почему она может быть полезна, как стать счастливее и почему с возрастом мы теряем друзей.
Фото / Frankie Cordoba / unsplash.com
[…] мы писали о том, почему мы тратим так много денег на близких друзей и родственников, как сэкономить на […]
[…] мы писали о том, почему мы тратим так много денег на близких друзей и ро… , а также почему вещи из кашемира – это не только […]