Школа «Морозко» – воспитание человека, гражданина, мыслителя и художника
05.02.2023
Глеб Голицын
Наше время часто бросает нам разные, порой трудные, вызовы. В принципе в самом этом факте нет ничего необычного, так было всегда в жизни человека и общества. Новизна в том, что сейчас мы находимся на этапе цивилизационного перелома и выбора: быть или не быть человеку традиционному, человеку природному, человеку культуры.
Как в современных условиях сохранить в душе ребёнка самое светлое, доброе и творческое начало, как формировать его личность, чтобы в будущем он был способен выдержать неизбежные жизненные испытания, наполнить свое бытие истинными смыслами и реализовать свои дарования – это одни из самых главных вопросов, которые задают себе ответственные родители и педагоги. Это главные задачи воспитания.
Эти задачи, несомненно, вместе с родителями учеников, ставит перед собой и педагогический коллектив нашей школы. Более того – они легли в основу самой концепции школы «МОРОЗКО» и являются базовыми в работе над планами учебной и внеучебной работы. Так, администрация школы и педагоги руководствуются ими в выборе учебных программ, направлений дополнительного образования и мероприятий воспитательного характера. Это особенно важно для школы полного дня, которой является «МОРОЗКО». Мы делаем всё возможное, чтобы наша школа стала вторым домом для учеников, домом, в котором они не только получают образование, но развивают свои таланты, учатся дружить, уважать другого человека, ценить труд и беречь наследие наших предков, прежде всего нашу родину – Россию.
Мы, без преувеличения, продолжаем лучшие традиции русской и советской школы, а это особенно важно, если речь идёт об истории, русском языке и литературе, математике. Конечно, дети изучают иностранный язык.
Для наших учеников организованы разнообразные дополнительные занятия и кружки: языковые – китайский, испанский; творческие – студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыкальные – обучение игре на фортепиано и гитаре с основами сольфеджио, вокал, хореографический – классические, народные, современные танцы, спортивные – шахматы, детский фитнес, тхеквандо, детский гольф на английском языке; свой интеллект и фантазию дети развивают на занятиях по робототехнике и информатике с основами программирования.
Мы тщательно продумываем план мероприятий внеучебной воспитательной работы – экскурсий, праздников, встреч и защиты детских проектов, проведений общешкольных мероприятий и презентаций по самым актуальным тематикам, учитывая при этом не только педагогические цели, но и интересы самих ребят.
Минувший учебный год мы начали экскурсионно-образовательной поездкой в Ново-Иерусалимский монастырь и деревню Огарково Истринского района, где находится центр ремёсел и традиционной культуры, организованный её жителями – художниками -иконописцами и керамистами, а завершили его пешеходной экскурсией-квестом для старшеклассников по «маршальским» и «генеральским» улицам района Щукина, во время которой подростки познакомились не только с подвигами героев Великой Отечественной Войны, но и с интересными памятниками архитектуры и мемориальными местами. Эти мероприятия были интерактивными, что всегда нравится ребятам и, несомненно, полезно для их развития.
Как обычно, не менее интересно была организована программа летнего лагеря, изобиловавшая разнообразными занятиями и мастер-классами, играми, квестами, соревнованиями.
Руководство школы придаёт большое значение укреплению здоровья своих учеников – это прежде всего постоянный профилактический медицинский контроль и здоровое, полезное четырёхразовое питание, приготавливаемое ежедневно на собственной кухне из свежих и качественных продуктов. Обязательными являются прогулки на свежем воздухе в течение дня и проведение различных профилактических мероприятий по укреплению детского иммунитета.
В нашей школе сложилась замечательная традиция проведения классных часов на актуальные темы, где педагоги обсуждают вместе с учениками насущные темы их жизни, проблемы современности и наследие прошлого. Цель этой работы – развить в детях способность к самостоятельному аналитическому мышлению, сплотить детские коллективы классов, научить многим полезным общественным навыкам, привить культурные нормы и обогатить внутренний мир учеников знакомством с отечественной и мировой культурой и историей. Например, один из первых классных часов текущего учебного года был посвящён хорошим манерам и вкусу, личной культуре поведения и назывался «Человек – это стиль. Или что такое добрый тон».
Важную роль в воспитании играют общешкольные мероприятия, приуроченные к государственным, народным и православным праздникам. Ребята знакомятся с их значением, принимают участие в артистической и музыкальной программах этих презентаций и представлений. Большая радость для детей, родителей и педагогов – это участие в городских творческих мероприятиях, музыкальных и хореографических фестивалях и конкурсах.
Знакомство с культурой других стран также занимает своё место в нашей воспитательной программе. Традиционными в школе стали кулинарные мастер-классы, посвящённые кухне народов мира. Большое внимание во время этих событий мы уделяем здоровому образу жизни и питанию.
Например, в конце прошлого учебного года в нашей школе было проведено два интересных проекта, связанных с историей, культурой и традициями трех стран: Испании, Китая и Японии. Это были интересные проекты, которые прошли в интерактивной, костюмированной форме, с включением музыкальных, танцевальных и театральных номеров. Дети готовились к проектам целый год, изучали историю этих стран, культуру и искусство, познакомились с особенностями национальных костюмов и даже кухни этих стран. Результатом стало изготовление кукол в национальных костюмах, картин, панно, батиков в традициях, свойственных Китаю и Японии. Были оформлены экспозиции с работами детей. Безусловно подобные проекты обогащают кругозор учащихся, которые узнают для себя много интересной и новой информации, которая выходит за рамки учебного, школьного материала.
Проектной деятельности учащихся в нашей школе придается большое значение. Это индивидуальные проекты и групповые, в которых принимает участие целый класс. А есть и проекты, в которых участвует вся школа. Например, прошлый учебный год все классы на уроках по ИЗО и Технологии готовили проект «МОСКВА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ». Ребята проделали огромную работу, изучая историю и архитектуру родного города. Каждый класс выполнял свою часть работы и потом преподаватели по ИЗО и Технологии соединили вместе все части получилась одна, единая экспозиция, на которой отражена архитектура Москвы 19-го века и архитектура современной Москвы.
Мы приучаем детей с раннего возраста к самостоятельной, поисковой, творческой деятельности, учим думать, все время создавать что-то своими руками. Очень важно в каждом ребенке пробудить его творческое начало, потому что каждый ребенок талантлив по-своему. Нужно понять прежде всего самому ребенку свою одаренность и в этом направлении развиваться. Но в то же самое время развитие должно быть не однобоким, не узко направленным. Важно всесторонне развивать личность каждого ребенка. Для этого мы и вовлекаем наших детей с дошкольного возраста в мероприятия самой разной направленности.
Наша школа проводит большую социокультурную работу, в которую вовлекает всех учащихся школы. Регулярно школа организует и проводит на различных сценических площадках столицы концерты классической и народной музыки, театральные и балетные спектакли, фестивали искусств ( выставки изобразительного искусства, танцевальные марафоны и конкурсы по различным танцевальным направлениям, мастер-классы по ИЗО.ДПИ, хореографии, вокалу, игры на музыкальных инструментах) , в которых, конечно участвуют в первую очередь учащиеся школы «Морозко» ( школа является трижды победителем конкурсов гранта Мэра Москвы с творческими проектами, рассчитанными на самую разную возрастную аудиторию столицы).
Цель социокультурной деятельности – вовлечь учащихся в социально значимые проекты, развитие активной жизненной позиции у детей и молодежи, раскрытие их творческого потенциала, создание условий для их творческого роста.
Но самым главным для школы всегда было воспитание детей в самых лучших традициях отечественного, российского образования.
Вырастить хорошего и доброго человека невозможно, не дав ему примера эмпатии и милосердия по отношению к другим людям, к природе и животным. Поэтому в школе проводятся благотворительные акции – дети делают подарки и открытки своими руками для ветеранов и воинов, пенсионеров-инвалидов, для детей-сирот. Дети собирают вместе с педагогами и родителями корм для бездомных животных и т.д. Вовлечение в волонтерскую деятельность со школьной скамьи очень важно для формирования самых лучших человеческих качеств, причастности ко всему, что происходит в нашем обществе. Таким образом, у наших детей формируется зрелая гражданская позиция. И здесь важны не громкие слова, а реальные, полезные дела, в которые вовлечены дети.
Педагогический коллектив большое и постоянное внимание уделяет индивидуальной работе с учениками. Это касается не только изучения школьной учебной программы, но и воспитательного процесса. Мимо глаз педагогов не проходит никакое невежливое, грубое поведение ребёнка по отношению к сверстникам или, тем более к старшим, а также неопрятность, неаккуратность – всё это обязательно будет иметь определённую реакцию и действие: индивидуальную беседу с ребенком, спокойное, доброжелательное объяснение ребенку , что является неправильным в его поведении , с анализом причин и возможных последствий, с поиском путей решения конфликтных ситуаций, которые неизбежно возникают в детских коллективах . В школе работают логопед и психолог, который наблюдает
детей, оказывая помощь тем детям и в тех ситуациях, в которых это бывает необходимо. Таким образом, формирование личной культуры ребёнка – это ежедневный, вдумчивый, кропотливый труд наших педагогов и обязательное условие учебно-воспитательного процесса, когда школа в курсе проблем каждого ребенка и каждой семьи.
Успешное воспитание и развитие ребёнка – это совместная работа семьи и школы. Поэтому мы находимся, конечно же, в постоянном контакте с родителями детей, учитываем индивидуальные особенности характера ученика, выстраиваем и поддерживаем творческий диалог «семья-школа».
У нас сложилась многолетняя традиция, когда в конце каждой четверти все родители учащихся приходят в школу на индивидуальные встречи с классными руководителями, а если это требуется – и с администрацией школы, для обсуждения итогов четверти. Такая системная работа даёт свои плоды – родители в курсе всего, что происходит в школе, в курсе успеваемости, успехов и проблем ребенка, его поведения, самочувствия, понимая , на что необходимо обратить особое внимание, чтобы максимально, с двух сторон ( со стороны школы и со стороны семьи) помочь ребенку решить возникающие проблемы в освоении отдельных дисциплин, либо в организации режима дня, который необходим для успешного усвоения школьных предметов и хорошего самочувствия.
Весь педагогический коллектив школы заинтересован в хорошем результате и успеваемости детей. И это помогает нашим школьникам, которые не замыкаются на своих проблемах, а напротив – хорошо социализируются, понимают важность учёбы, приучены к серьезному, систематическому труду и демонстрируют хорошие результаты. Они активны, отзывчивы, уважительны и восприимчивы к системе традиционных культурных и нравственных ценностей.
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
На правах рекламы
Текст / Школа «МОРОЗКО»
Фото превью / Anita Jankovic / unsplash.com